06.09.2011 Сопрано Анна Горбачёва: снова Инсбрук - и снова успех
Анна Горбачёва, с которой нашу компанию связывает давняя дружба, снова провела август в Инсбруке и снова очень успешно. В прошлом году она получила первую премию и приз зрительских симпатий на конкурсе барочной оперы имени Чести, а нынче – исполнила заглавную роль в опере «Калисто» Франческо Кавалли и выступила с сольным концертом в Испанском зале замка-музея Амбрас.
И спектакли, и концерт прошли в режиме «все билеты проданы» и имели у зрителей большой успех. Но если блистательная премьера одной из четырех оперных постановок фестиваля стала итогом упорнейшего коллективного труда, то несмолкающие аплодисменты после сольного концерта – это большое личное достижение певицы.
«Калисто, Калисто, твой путь лежит к звёздам…» – пела Анна в прологе к опере в образе Вечности, держа в руках куколку-нимфу, миф о которой был положен в основу либретто. Сюжет замысловат: простодушная и невинная Калисто, охотница из свиты богини Дианы, становится игрушкой в руках богов – Юпитера и его супруги Юноны, которая из ревности превращает нимфу в медведя. Юпитер, обольстивший Калисто в образе Дианы, не смог преодолеть колдовскую силу жены, но смог дать возлюбленной бессмертие, обратив ее в созвездие – Большую Медведицу.
Место для спектакля выбрали соответствующее всем этим волшебствам: под открытым небом, во внутреннем дворе здания факультета теологии Инсбрукского университета с великолепной акустикой. Боялись дождя – в основном из-за драгоценных старинных инструментов. И действительно, премьеру пришлось задержать на полчаса, а потом на столько же удлинить антракт, спрятав уникальный клавесин под пленкой. Но в итоге шоу состоялось так, как было задумано. Когда в финале всех сюжетных перипетий Анна-Калисто (так называли коллеги нашу соотечественницу, кстати, единственную среди ведущих исполнителей фестиваля) окончательно превратилась в медведя, кукла-Калисто взмыла к небу, уже усыпанному настоящими звездами, а на стене над сценой лампы высветили всем известное созвездие.
Исполнители каждой из девяти ролей оперы проявили недюжинные актерские таланты. Приглашенный на постановку известный барочный оркестр B’Rock под управлением итальянского дирижера Андреа Маркйоля прекрасно исполнил утонченную и, как выяснилось, ничуть не устаревшую музыку Кавалли. Режиссер Хинрих Хоршткотт сумел организовать действо так, что зритель сначала от души хохотал, а в финале не мог удержаться от слёз. (См. фото на официальном сайте фестиваля – altemusik.at)
Успех премьеры «Калисто» превзошел все ожидания организаторов фестиваля, задумавших постановку как своего рода приложение к вокальному конкурсу имени Чести: в прошлом году он был организован впервые, но сразу получил большой резонанс – и в кругу профессионалов барокко, и среди его любителей, традиционно съезжающихся в Инсбрук в конце лета со всего мира. В результате месяца репетиций команда этого инсбрукского проекта, по словам своего дирижера, совершила чудо: «Калисто» составила достойную конкуренцию другим фестивальным операм, а по некоторым оценкам – и превзошла их. Яркость шоу навела устроителей фестиваля на мысль организовать гастроли спектакля.
Один знакомый написал Анне, что теперь каждый раз, увидев в небе Большую Медведицу, сразу вспоминает «Калисто». И, наверное, не он один. О премьере очень тепло отозвались многие европейские интернет-порталы и газеты. По мнению журналиста из “Tiroler Krone”, например, в постановке был задействован «состав мирового уровня», и из него выделялась Анна Горбачёва с ее «сияющим сопрано».
В Испанском зале замка-музея Амбрас голос Анны Горбачёвой в день ее сольного концерта звучал не впервые: она уже пела здесь – 10 августа на церемонии торжественного открытия 35-го Фестиваля старинной музыки, которую почтил присутствием федеральный президент Австрии Хайнц Фишер. В числе трех вокалистов, представлявших самые масштабные проекты трехнедельного барочного марафона, Анна анонсировала «Калисто» двухминутной арией. Программа же концерта включала в себя объемные вокальные партии. Анна Горбачёва и ансамбль “Moderntimes_1800” под управлением Ильи Короля представили слушателям красивые, редко исполняемые и сложные кантаты “Bella madre de’ Fiori” Скарлатти и “Ero e Leandro” Генделя.
Музыканты покорили зал, который долго не отпускал их со сцены своими аплодисментами. На бис Анна триумфально исполнила заключительную арию Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте», вновь вызвав овации.
В последний день своего нынешнего пребывания в Инсбруке Анна – теперь уже в качестве гостьи – побывала на финале Второго конкурса исполнителей барокко имени Чести. В перерывах принимала поздравления от тех, кто был на ее концерте и на спектаклях «Калисто», раздавала автографы… А в ноябре ей снова в Австрию, и по прихоти судьбы – снова роль Нимфы: в мировой премьере оперы «Гоголь» Леры Ауэрбах на сцене Театра Ан дер Вин.
«В сентябре 2009 года в Екатеринбурге состоялся сольный концерт сопрано Анны Горбачёвой в Зале Маклецкого – Большом концертном зале Свердловского областного музыкального училища им. П.И. Чайковского, одном из лучших концертных залов страны с вековой историей», – говорится на сайте «нашей певицы». Тогда на афише соседствовали имена молодых музыкантов и компании «ПромЭК», которая участвовала в организации их концерта в рамках одного из своих социальных проектов. Прошло всего два года – и афиши с именем Анны Горбачёвой сообщают о ее концертах и спектаклях в разных городах Европы… Toi-toi, Анна! Так говорят друг другу артисты накануне премьеры, и так говорит тебе «ПромЭК».