Warning: include(header.print.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/promek-ural/promek-ural.la6.ru/www/news.php on line 41

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'header.print.php' for inclusion (include_path='.:') in /home/promek-ural/promek-ural.la6.ru/www/news.php on line 41

НОВОСТИ

13.05.2016 «Для нас ведь это не просто война!» (Об опере "Пассажирка" во Флориде и шествии Бессмертного Полка в Екатеринбурге)

Когда заканчивался спектакль в Оперном театре Флориды «Пассажирка» Вайнберга, около полусотни зрителей не расходились: ждали артистов. Без грима они никого не узнавали, пока не представят: опера про концлагерь, что меняло облик певцов, мягко говоря, радикально.

В одну из таких импровизированных встреч перед собравшимися вышла очень пожилая женщина и сказала (перевод дословный): «Я там была. Мне было 17 лет. То, что вы видели сегодня, это все правда». Еще она сказала, что всю жизнь боялась того, что пережитое узниками Освенцима будет забыто.

Через несколько дней она позвонила в театр и попросила билет еще на одно представление. Ее спросили, зачем, ведь это произведение вообще не для слабонервных, а для нее – так и просто немыслимое по тяжести переживаний. Она ответила, что хочет еще один вечер провести с теми, кто знает, что она пережила.

Историю эту мы знаем из первых уст: во Florida Grand Opera, а несколькими месяцами ранее в Michigan Opera Theatre, одну из самых драматичных ролей – русской узницы Кати – исполнила сопрано Анна Горбачёва, с которой нашу компанию связывает многолетняя дружба. Анна рассказывала, каким стрессом оборачивалась каждая репетиция («Для нас ведь это не просто война!»), какие синяки оставляли даже тщательно отрепетированные сцены избиения; как в полной тишине после песни Кати послышался стук упавшего смычка в оркестровой яме и всхлипывания…

Может, из-за не характерного для оперы сюжета, а может, из-за «чрезмерности», по советским меркам, национального вопроса – творение композитора, который был нашим соотечественником, 40 лет пролежало на полке. До тех пор, пока «настоящий „неизвестный“ шедевр ХХ века» не был взят для постановки на Фестивале в Брегенце выдающимся оперным режиссером Дэвид Паунтни. Потом эта постановка прошествовала по сценам многих театров Европы и США, она же была воспроизведена и в Мичиганской опере в Детройте, и в Опере Флориды в Майами: на восьми языках – русском, немецком, польском, французском, идиш, греческом, чешском и английском, – с субтитрами на английском.

Нынешней осенью ожидается премьера «Пассажирки» Мечислава Вайнберга в Екатеринбургском театре оперы и балета. Как говорится в одной из реклам, «в основе либретто – роман Зофьи Посмыш “Пассажирка из кабины номер 45” (годы войны она провела в концлагере в Аушвице, чудом оставшись жива) и личные воспоминания Вайнберга. На плывущем в Бразилию корабле главная героиня оперы Марта встречает женщину, в которой узнает надзирательницу Освенцима. Лиза (так зовут женщину) сопровождает мужа – немецкого дипломата Вальтера. Она давно считала Марту погибшей и теперь боится, что бывшая заключенная начнет обвинять ее в преступлениях прошлого. А у Марты эта встреча вызывает страшные воспоминания…»

Думаю, нас к этой премьере еще подготовят. И это будет гораздо проще («Для нас ведь это не просто война!»), чем «заполнить» огромный зал оперного театра в Майами в мае, когда вода в океане +26º, настроения отпускные, посмотреть вокруг есть на что – на «диких» крокодилов, например...

Однако надо отдать должное американским коллегами: накануне премьеры были организованы интервью, публикации, пресс-конференции. Одна из них – ведущим региональным телевизионным холдингом. Анну Горбачёву просили выступить с русской песней из второго акта, которая исполняется а-капелла, и через несколько дней представитель холдинга сообщил, что обычно число просмотров новостных видео на сайте колеблется вокруг 10 тысяч. На этот раз цифра быстро была превышена почти в девять раз.

«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем» — эти слова Поля Элюара были взяты эпиграфом к опере «Пассажирка», когда она открывала театральный сезон в Варшавском Большом Театре. Эхо «их голосов» особенно чётко доносится до нас в дни годовщин Победы в Великой Отечественной и окончания Второй Мировой. Поэтому мы и идем в Бессмертный Полк с портретами своих близких, участвовавших в борьбе за Победу. Поэтому и идет по театрам мира «Пассажирка» Вайнберга. Поэтому и плачут те, кто приходит ее слушать.





Версия для печати



Warning: include(footer.print.php) [function.include]: failed to open stream: No such file or directory in /home/promek-ural/promek-ural.la6.ru/www/news.php on line 358

Warning: include() [function.include]: Failed opening 'footer.print.php' for inclusion (include_path='.:') in /home/promek-ural/promek-ural.la6.ru/www/news.php on line 358